ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО
» Какие технологии учить, чтобы уверенно проходить тех.собеседования?

Кажется, что для уверенного прохождения собеседований нужно выучить тонны материала, чтобы отвечать на любые вопросы интервьюера. Но это не так.

Я спарсил 1000 вакансий системных аналитиков уровня middle с HH.ru и выписал самые часто встречающиеся технологии.

Проанализировал, соотнес со своим опытом, опытом коллег и на основе этого подготовил список must have технологий для middle СА:
  • REST
  • SOAP
  • UML
  • BPMN
  • Базы данных
  • SQL
  • Микросервисы
Для каждой из тем я подобрал качественные ресурсы, которые сам использовал для изучения.

» КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗУЧАТЬ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА УРОВЕНЬ MIDDLE?
REST
Документация API

Это лучший бесплатный курс по основам REST.

Когда я был джуном, мне сильно помог этот курс прояснить и разложить хаотичные знания по этой теме в голове.

Проектирование API

Отличный материал по погружению в тему проектирования API. На примере интернет-магазина можно посмотреть весь процесс проектирования: от Use Cases и структуры БД до непосредственно определения endpoints и HTTP методов.
SOAP
Обзор SOAP и пример коллекции в Postman

Статья написана для тестирования, но она будет полезна СА для изучения и понимания того, как работает протокол, из чего он состоит. Каждый элемент разбирается с примером – очень наглядно и просто понимается.

Вторая ссылка ведет на коллекцию в Postman компании Salesforce. Ты можешь посмотреть примеры реальных запросов и ответов методов.
UML
Обзор всех диаграмм, Sequence диаграмма в plantUML

В первом материале структурировано разобраны все основные виды диаграмм: от диаграммы классов до диаграммы последовательности.

Вторая ссылка ведет на инструкцию по построению диаграммы последовательности на языке plantUML.

Это очень удобный и полезный инструмент для визуализации, потому что не надо вручную чертить стрелочки, как в Drawio.

Я сам использую связку plantUML и диаграмму последовательности практически в каждом своем ТЗ.
BPMN
Легкий путь к BPMN, Разбор ошибок в BPMN

Статья погрузит во все основные элементы: пулы, события, потоки управления и тд. Прикрепляется пример с объяснением к каждому элементу и доступным языком рассказывают про принципы проектирования диаграмм.

Во втором материале ты посмотришь, что было неправильно спроектировано на схемах с объяснением ошибок и их исправлением.
SQL
SQL Academy

Я сам проходил этот курс, когда изучал SQL. Считаю, что это лучший курс по этой теме за счет структурировано изложенной теории и онлайн-тренажера.
Базы данных
Виды БД, Типы связей, Пример построения ER-модели и SQL-запросов

Первые две статьи помогут тебе закрыть основополагающие моменты по теории: какие бывают БД, в чем разница между SQL и NoSQL БД, а также как связаны между собой таблицы.

В третьей статье на реальном примере разобран процесс проектирования ER-диаграммы и как из этой таблицы доставать данные при помощи SQL.
Микросервисы
Микросервисы простыми словами

Это видео с разбором темы посоветовал мне знакомый архитектор: понятно, доступно, и тема микросервисов станет понятна вам. Я сам смотрел это видео и считаю его одним из лучших по этой теме.

» РЕЗЮМЕ, КОТОРОЕ ЦЕПЛЯЕТ HR: ПРАВИЛА И ОШИБКИ
Резюме – это твоя главная продающая обложка и, если ты не оформишь его под нынешние правила рынка найма, то найти хорошую работу будет практически невозможно.

Поэтому предлагаю разобрать красные флаги в резюме и сверить с твоим.

КРАСНЫЕ ФЛАГИ В РЕЗЮМЕ

Есть ошибки, видя которые, рекрутер сразу отклонит резюме. Но ситуация сейчас ещё сложнее: рекрутеры активно применяют ИИ при поиске кандидатов, поэтому теперь роль фильтрации резюме забирает на себя он.

И если ты допустишь хотя бы одну ошибку, а всё остальное будет идеально – его даже не увидят.
🚩 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
В трудовой могут написать должность “аналитик”, “инженер”, потому что в компании так устроена штатная структура.

Если ты пишешь должность из трудовой по типу “инженер”, а откликаешься на вакансию системного аналитика, то забудь о положительном отклике.
🚩 З/П
Указывая з/п, ты сразу лишаешь себя момента для торга: вилка может быть выше, но предложат тебе то, что указано в резюме или меньше.

Выторговать оффер побольше возможно, но это будет в разы сложнее.
🚩 ОПЫТ РАБОТЫ
Практически все вакансии с хорошей зарплатой запрашивают опыт от 3-х лет. Но что делать, если хочется получать зарплату побольше, а опыт год или полтора?

Ответ простой – адаптировать свой опыт под 3 года.

Если пишешь суммарный опыт работы менее 3-х лет, то можешь забыть про хорошие вакансии системных аналитиков. Твоё резюме просто отсеет рекрутер, нажав на фильтр опыт работы = 3-6 лет.

Также не стоит писать опыт работы, который был меньше года. HR посчитают тебя за “попрыгунчика”, который поработает 7-8 месяцев и уйдет, поэтому они лучше поищут кандидата, который работает дольше на одном месте.

Лучше округли опыт до года + пару месяцев или соедини с предыдущим опытом, чтобы суммарно было больше года на одном месте.
🚩 МЕСТА РАБОТЫ
Рекрутеры и ИИ не смотрят на нерелевантный и некоммерческий опыт: он создает ненужный инфошум и лишний повод для отсеивания резюме.

У тебя должны быть написаны 3+ года опыта с релевантными местами работы в системном анализе.
🚩 ОБЯЗАННОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ
Простое перечисление всех своих обязанностей в огромном количестве ни к чему хорошему не приведет.

Резюме должно продавать тебя, а просто обязанности наоборот могут оттолкнуть.

Пиши свои достижения с конкретным указанием измеримых результатов и технологий.
ПЛОХОЙ ПРИМЕР
ХОРОШИЙ ПРИМЕР

» КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И НЕ ПРОВАЛИТЬСЯ НА СОБЕСАХ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ОФФЕР ОТ 200К
Когда ты закрыл пробелы в знаниях и собрал резюме, начинается самый важный этап – собеседования.

Я разделил этап прохождения собеседований на блоки, каждый из которых надо пройти, чтобы получить оффер на 200+к рублей:
  • Как накрутить/прикрутить опыт?
  • Подготовка самопрезентации
  • Тренировка перед собеседованием
  • Прохождение собеса
  • Как торговаться за оффер и получать лучший из предложенных?

Благодаря этой структуре и рекомендациям моя ученица получила оффер на позицию СА с зарплатой 270к рублей (на прошлой работе ЗП была 80к).

» КАК НАКРУТИТЬ/ПРИКРУТИТЬ ОПЫТ?
Основных вариантов два:
  • Увеличить опыт в текущей компании
  • Придумать опыт работы в другой компании

С первым вариантом все понятно, а вот для второго варианта тебе нужно будет хорошо продумать легенду:

Я советую взять реальную компанию, которая тебе близка или с которой ты соприкасался. Например, если работал в логистике, то можно взять СДЭК как компанию для опыта.

Нужно будет изучить сайт/мобильное приложение, почитать документацию по API, посмотреть выступления тех.специалистов компании на конференциях.

Твоя задача – сделать полноценное погружение и представить, что ты реально там работал, придумать, за какие конкретно задачи ты отвечал на проекте. Если ты сам в это не поверишь, то рекрутер и нанимающий человек легко вскроет тебя, задав 3-4 уточняющих вопроса по работе.
» САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Перед каждым собеседование не забудь правильно оформить самопрезентацию. Я сам использовал эту структуру и по ней готовлю самопрезентацию ученикам:
  • Название компании и сколько там проработал
  • Суть проекта/продукта
  • Основные обязанности
  • Технический стек
  • Достижения

Старайся укладывать свой рассказ в 10-15 минут.

» ТРЕНИРОВКА ПЕРЕД СОБЕСЕДОВАНИЕМ
При поиске работы я вывел универсальную формулу:

Этап тренировки + Боевой этап = оффер
  • Этап тренировки
Первые 3-5 собеседований закладываю как тренировочные. Я отбираю компании, которые не подходят или не нравятся, и начинаю с ними собесится.

На данном этапе важно набить шишки, привыкнуть к атмосфере собеседований, поработать со своими переживаниями.

Даже не так важно наличие оффера или цифра в нем, как просто получение опыта.

» ПРОХОЖДЕНИЕ СОБЕСЕДОВАНИЙ (БОЕВОЙ ЭТАП) 🔥
После тренировочных собесов, когда я уже уверенно чувствую себя, не путаюсь в опыте, привык к собеседованиям, я полноценно выхожу на рынок.

Начнем с того, что интервьюер проверяет всех с 2 основных сторон:
  • Хард скиллы
  • Софт скиллы
В хардах проверяют теорию, умение решать практические кейсы и твое мышление, логику. Здесь долго останавливаться не будем.

В софтах же смотрят, как ты строишь диалог, твой темперамент, адекватность и просто на сколько с тобой будет комфортно работать.

Обычно все останавливаются на хардах, что в корне неправильно.

Ты должен представить, что твоя задача продать себя, и с этой позиции смотреть на процесс собеседования. Подсвечу основным моменты по софтам:

ОТРЕПЕТИРУЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИЮ
Выпиши на листок свой опыт, про который будешь рассказывать на собеседовании.

Прочитай несколько раз и запиши на камеру или расскажи своему другу. Так ты поймешь, как вы выглядишь со стороны и как звучит твоя самопрезентация.

Ты должен знать наизусть, о чем будешь говорить, иначе тебя завалят на 3-4 доп.вопросах.

ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ
Исключаем мат, блатные слова, некорректный сленг. Нужно понимать, что по ту сторону сидят живые люди, а не роботы, и им неприятно будет слышать такую некорректную речь.

И не забываем про внешний вид: стараемся проснуться не за 5 минут до собеседования и приводим себя в порядок.

Все пункты я написал тут неспроста: эти ошибки видел на реальных собеседованиях, после чего HR не давали кандидатам получать офферы.

Если даже человек отлично ответил на все хардовые вопросы, но с ним просто тяжело общаться, то с большей вероятность оффер дадут человеку, который не так идеально ответил по хардам, но зато с ним было легко и комфортно общаться.

ПОЛУЧЕНИЕ ОФФЕРА

Итак, ты дошел до финального этапа и тебе высылают оффер.

Ты - счастливый, готов на все. И вот тут нужно остановится и выждать время.

Твоя задача - собрать как можно больше офферов и выбрать из них лучший.

Правильным решением при получении оффера будет сказать, что тебе нужно время обдумать, чтобы принять решение.

Возьми неделю на подумать и пособирай еще офферы. И вот потом уже выбирай самый лучший.

Разберем пример реального вопроса из собеседований:

Что такое синхронное взаимодействие?

Как не нужно отвечать:

Это тип взаимодействия, при котором участники действуют в режиме реального времени, ожидая завершения операции перед продолжением работы. В этом случае отправитель не может перейти к следующему шагу, пока не получит ответ от получателя. Суть метода заключается в том, что оба потока взаимодействия подходят к точке синхронизации, обмениваются данными и затем продолжают выполнение задач.
Почему плохо?

Не нужно приводить слишком общее описание как из учебника, это очень трудно слушать и понимать.

Хороший ответ:

Тип взаимодействия, при котором выполнение запросов идет последовательно: отправитель ждет ответа от получателя и блокирует дальнейший процесс. Например, клиент нажал оплатить заказ в мобильном приложении, и мобильное приложение блокирует экран лоудером до получения ответа от бэка.
Почему хорошо?

Коротко и ясно для интервьюера и сразу  + приводим пример.

– Это лишь один из немногих вопросов, которые тебе может задать HR на собеседовании.

Самостоятельные попытки освоить все навыки, составить сильное резюме и уверенно пройти собеседования могут занять годы подготовки — времени и усилий уйдет очень много.

КАКОЕ САМОЕ ПОНЯТНОЕ И ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ Я МОГУ ТЕБЕ ПРЕДЛОЖИТЬ СЕЙЧАС?

Частью моей работы являются персональные консультации и личное общение, где мы за 40-50 минут построим для тебя план действий:

От подбора стратегии по улучшению технических навыков до скрининга от меня, где я задам тебе вопросы из реальных собеседований, дам обратную связь по ним.

Для меня консультация — это не просто выдача банальных рекомендаций.

Для меня это целое мини-обучение с реальными результатами для тебя, где я подсвечиваю твои ошибки, делаю так, чтобы у тебя была понятная стратегия действий и мотивация расти в знаниях и по зарплате.
Как проходит консультация?

1. Я детально изучаю твою ситуацию и все твои прошлые действия, так как каждый случай и опыт индивидуален.

2. Мы проведем скрининг, где я задам тебе вопросы из реальных собеседований, после чего объясню, как нужно преподносить свой опыт работы и кейсы, чтобы HR буквально боролись за тебя и давали лучшие условия на рынке.

3. Мы определим, какие знания тебе надо подтянуть в первую очередь.

Покажу, как можно в условиях дефицита времени быстрее всего обучиться навыкам, которые будут требовать от тебя работодатели.

4. Обсудим, как мы сможем поработать вместе в дальнейшем.
» ГЛАВНЫЙ ВОПРОС — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
Обычно такие консультации проводятся минимум за 15.000 рублей.

Но для тех, кто дочитал эту статью до конца и готов работать, я провожу эти консультации бесплатно.

В течение следующих 24 часов у тебя есть возможность заполнить анкету и попасть на консультацию.

Заполни анкету, и я свяжусь с тобой, чтобы выбрать удобное время для созвона.

Увидимся!
Made on
Tilda